Свадебные обряды

Обряды на Руси в день проведения свадьбы.

Свадебные обряды — система обрядов, закрепляющих брак. В России эта система сложилась примерно к XV веку.

Непосредственно свадебные обряды следовали за предсвадебными и включали в себя следующие традиции: приезд жениха, свадебный поезд,  выкуп невесты, венчание, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.
Свадьба начиналась с приезда в дом невесты «свадебного поезда» на лошадях, состоящего из жениха с дружкой, друзьями и родственника. Свадебный возок готовился и украшался ещё с вечера. В некоторых традициях утром свадебного дня дружка ехал в дом невесты, чтобы проверить, готова ли она к приезду жениха. К приезду дружки невеста должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу. Роль дружки выполнял родственник жениха или близкий друг. Его атрибутом было вышитое полотенце через плечо. Этот человек должен был отлично знать все обряды и, по сути, руководить всей свадьбой в этот свадебный день, когда жениху отводилась пассивная роль.
Подъезжая к дому невесты, участники свадебного кортежа преодолевали различные препятствия, которые им устраивали на пути родственники и односельчане невесты.
В доме невесты происходил ее выкуп, который часто начинался с выкуп входа в дом. Выкупал как сам жених, так и дружка. Выкупали невесту у подружек или у родителей. Иногда имел место ритуальный обман жениха, когда выводили невесту, закрытую платком. Могли вывести не настоящую невесту, и тогда жених должен был идти искать невесту или же выкупать ее еще раз.
Перед отъездом в церковь родители невесты давали иконой и хлебом благословление молодым. Перед процедурой венчания, невесте расплетали девичью косу, а после венчания, когда она становилась законной супругой, ей заплетали две «бабьих» косы и закрывали волосы специальным женским головным убором. Во многих странах Европы, как и в России, брак, скрепленный в лоне церкви, был до начала XX века единственным видом брака, влекшим за собой юридические последствия. Октябрьская революция упразднила в нашей стране церковный брак в 1918 году.
После венчания жених вез невесту в свой дом, где их благословляли родители жениха, тоже иконой и хлебом, который положено было откусить и жениху, и невесте. К приезду молодых в доме жениха было готово уже обильное угощение для гостей, и начинался свадебный пир, который мог длиться два и три дня.
На второй день обязательно все пирующие переходили в дом невесты, и свадьба продолжалась уже там. Если свадебный пир затягивался на три дня, то на третий снова возвращались к жениху. В первый день родители невесты обычно не присутствовали за свадебным столом. В таких случаях проводился обряд «звать гордых». Ряженые гости как с той, так и с другой стороны, шли веселой толпой в дом к родителям невесты и приглашали их за свадебный стол. Во время свадебного пира пели свадебные  величальные песни для жениха и невесты, а также, величали родителей и дружку жениха.