Послесвадебные обряды

Послесвадебные обряды следовали за свадебным застольем и первой ночью. Здесь тоже соблюдались свои традиции. После свадьбы молодые супруги должны были жить в доме жениха.

Вечером (или ночью) осуществлялось «укладывание молодых». Заранее сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Старались постелить в  каком- либо прохладном помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками.

Чаще всего молодых провожали сваха и дружка. Проводы проходили с шумом и музыкой, скорее всего, подобное сопровождение имело значение оберега. Пир в это время продолжался. Будили сваха или свекровь молодых утром или же ночью, через несколько часов, выясняя при этом, «честная» ли была невеста. Гостям показывали или простынь со следами «чести» невесты или сам жених свидетельствовал об этом, откусывая с середины или с краю пирог, блин или яичницу. Если новобрачная была непорочной, то ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.
Свадьба обычно продолжалась и на следующий день. В этот день молодая должна была совершать некоторые обрядовые действия. Самым распространенным в те времена был обряд, который назывался «поиски ярочки».
Суть такого обряда заключалась в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) должна была прятаться где-нибудь в доме, а «пастух» (роль которого выполнял или кто-то из её родственников или все гости) должен был ее найти. Подобный обряд дошел и до сегодняшнего дня, вызывая много шума и веселья.
Кроме этого на второй день для молодожёнов готовили множество различных испытаний:
  • хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле;
  • отделение денег от сора, перемешанные все вместе:
  • тщательное подметание молодой хозяйкой пола, на который специально разбрасывали мусор;
  • жених колол дрова на полу в доме и так далее.
 Интересным и важным обрядом был приезд жениха к тёще. В разных регионах он имел различные названия: «хлибины», «яишня» и другие. Обряд заключался в том, что тёща угощала зятя заранее приготовленной едой — блинами, яичницей или другим блюдом. Тарелку специально закрывали платком, а жених должен был ее выкупить, положив на платок деньги.
В этот день, наконец, разрезали свадебный каравай, который пекли накануне свадьбы в доме невесты и украшали «шишками» из теста или фигурками птичек. Караваем угощали всех гостей.
В некоторых случаях пир затягивался на три дня, а затем продолжался уже в домах родни с обеих сторон, и это называлось «отводины». Молодожены  ходили в гости ко всем родственником, кто их приглашал к себе, чтобы со всей роднёй водить «хлеб-соль».
После веселой свадьбы нередко для молодой семьи начиналась трудная жизнь. Молодой жене предстояло жить в чужой семье жениха, привыкая к покорности.